Иран и Саудовская Аравия рекрутируют и радикализируют местных мусульман в Афганистане, Индии и Пакистане
Арест иранского официального лица в Афганистане в конце августа за «вербовку афганских шиитских бойцов и отправку их в Сирию» демонстрирует, как ближневосточное суннитско-шиитское противостояние за доминирование находит горячий отклик в Южной Азии.
Иранское официальное лицо Курбан Галамбор представляет офис верховного главы Ирана Али Хаминеи. Афганские официальные лица заявили о создании Ираном новой бригады из афганских и пакистанских бойцов КСИР для помощи сирийскому диктатору Башару Асаду.
Исламская Республика рекрутирует мусульман шиитов из-за продолжающихся межконфессиональных атак со стороны ИГ и связанных группировок.
Атака смертника в Афганистане в июле, к примеру, якобы была совершена в ответ на вербовку Ираном сотен шиитов-хазарейцев для борьбы с террористическими группировками в Сирии. «Если они не прекратят отправляться в Сирию и не перестанут быть рабами Ирана, мы обязательно продолжим атаки», - заявил один из командиров ИГ журналистам Рейтер. Взрыв во время мирной демонстрации в Кабуле унёс жизни 80 человек и ранил более 260, среди пострадавших в основном были шииты-хазарейцы.
Суннитско-шиитское противостояние в регионе также подогревается финансовой поддержкой со стороны Саудовской Аравии и других государств Залива террористических группировок, таких как Лашкар Жангви (LeJ). Как утверждают, эта группа стоит за атакой смертника, в результате которой погибли 24 человека во время религиозной процессии в честь шиитского фестиваля Ашуры в конце октября в Джакобахде в пакистанской провинции Шинда. LeJ связана с ИГ и ответственна за смертоносные межконфессиональные атаки внутри Пакистана.
Тегеран рекрутирует мусульман-шиитов для войны в Сирии и Ираке, а эр-Эр-Рияд поддерживает суннитских террористов, усиливая Саудовское-Иранское противостояние, поджигая регион и радикализуя местных мусульман.
Пути иранской вербовки
КСИР тайно призвал сотни афганских шиитов для борьбы бок о бок с силами Асада в Сирии. Призывников заманивают получением вида на жительство в Иране и месячной зарплатой в 500 долларов.
Шииты, преимущественно хазарейцы, говорят на диалекте персидского и составляют 20% от 30-ти миллионного населения Афганистана.
КСИР также готовит тысячи незадокументированных мигрантов и беженцев из Афганистана на территории самого Ирана, согласно докладу центра Мониторинга Прав Человека (Human Rights Watch). Афганским беженцам и мигрантам, кто бежал от войны и преследования, угрожают депортацией на родину, если они откажутся от предложения КСИР.
Афганцы, завербованные для участия в сирийской гражданской войне, входят в состав дивизии Фатимиюн КСИР, созданной в 2014 году и названной в честь дочери пророка Мухаммеда — Фатимы.
Силы Фтимиюн предположительно составляют 20 000 бойцов, чья основная задача — защита шиитских святынь в Сирии, в первую очередь мечеть Саида Зейнаба в Дамаске — одном из священных для шиитов городов, являющихся мишенью для атак ИГ. Бойцов дивизии иногда принуждают к участию в рискованных военных операциях, как сообщают, они обучаются представителями ливанской Хизбаллы. Похороны погибших в сражениях бойцов проходят в священном городе Кум и других иранских городах с участием официальных властей Ирана.
В КСИР аналогичным образом устроена бригада Зейнабиюн для пакистанских шиитов, развёрнутая для боёв в Сирии. Известная также как пакистанская Хизбалла, Зейнабиюн имеет эмблему похожую на аналогичную Ливанской Хизбаллы и её посты в фейсбуке «лайкает» иранский верховный лидер аятолла Али Хаменеи.
В июне 2014 года 30 000 добровольцев из индийских мусульман-шиитов воевало против сил ИГ в Ираке, защищая шиитские святыни от постоянных атак террористов ИГ. Состав добровольцев варьировался от студентов до профессионалов, таких как банкиры, доктора и инженеры. «Мы видим миллионы добровольцев вставших живой цепью вокруг святынь Кербелы и Наджафа на случай атак ИГ. Мы сделаем всё возможное чтобы остановить продвижение врага», — заявил иракским новостям Саид Вилал, представитель основной группы индийских шиитов.
Поле битвы за доминирование Тегерана и Эр-Рияда
На протяжении многих лет борьба Эр-Рияда и Тегерана за контроль в Южной Азии с новой силой разжигает древний раскол между шиитами и суннитами в регионе. После создания Исламской Республики Иран в 1979 году Тегеран стремится экспортировать революцию среди шиитского населения по всему миру.
Усилия тегеранского религиозного режима по распространению своей версии Ислама, также известного как «Хомейнизм» (названного в честь основателя Иранской революции, аятоллы Рухолы Хомейни), разожгло противостояние с суннитской Саудовской Аравией, соперником власти Ирана на Ближнем Востоке.
В борьбе с иранским влиянием Саудовская Аравия вложила миллионы долларов в открытие медресе - или исламских семинарий - в регионе, для распространения ваххабизма - официальной идеологии Королевства, представляющкго строгую исламскую практику буквального толкования Корана. Сауды также финансировали большую часть ведущих джихад афганских моджахедов, сражавшихся с советскими войсками в Афганистане. Саудовское влияние значительно способствовало кампании генерала Зия-уль-Хака по исламизации региона, проходившей в то же время. Эр-Рияд также помогал финансированием суннитским группам, таким как «Сипа Сахаба Пакистан» (SSP) которая была создана во время правления режима Зиа «как ответ на растущую политическую солидарность шиитского сообщества Пакистана в конце 70-х начала 80-х годов вследствие исламской революции 1979 в Иране».
В интервью Рейтер в 2012 году высший лидер SSP выразил озабоченность по поводу «грандиозных проектов» Ирана в регионе, предупреждая, что «если иранское вмешательство будет продолжаться, то это уничтожит страну».
Переписка посольства США, опубликованная информаторами в 2010 году на сайте ВикиЛикс, подтверждает, что «Саудовская Аравия оказывает серьёзную финансовую поддержку Аль-Каиде, Талибану LeT (Лашкхар Таиба) и другим террористическим группировкам, которые работают в Южной Азии».
Мягкая сила в борьбе за умы и сердца
И Эр-Рияд и Тегеран используют мягкую силу для влияния в регионе. Это включает в себя спонсирование медресе, мечетей и медиа-центров. Из почти 285 исламских семинарий в Пакистане, имеющих зарубежное финансирование, две трети получают финансовую поддержку от Саудовской Аравии и других суннитских монархий Залива, в то время как одна треть спонсируется странами с шиитским большинством, такими как Иран и Ирак. «Это соревнование за умы молодых пакистанцев, разжигает религиозную распрю в стране, где примерно 80% населения — это сунниты», — пишет ведущий эксперт по Южной Азии Брюс Рейдел.
В то же время Тегеран построил одно из самых больших медресе в Кабуле - Исламский Университет Хатама аль-Набийуна, который, как сообщается, «тесно связан с Ираном» и служит в качестве координационного центра иранского влияния, включая распространение вилайат-фикх (попечительство исламских юристов).
Саудовская Аравия повысила ставки, построив за 100 миллионов долларов свою мечеть и исламский образовательный центр в Кабуле.
Тегеран также поддерживает спонсорство главного Дня Кудс (Дня Иерусалима) в Афганистане, чтобы привлечь внимание к «оккупации» мечети Аль Акса и «угнетению» палестинцев Израилем. На этих мероприятиях обычно скандируют «Долой Америку» и «Бойкот Израилю».
Иранское Министерство Науки, Исследований и Технологий предлагает афганским и пакистанским школьникам продолжать высшее образование в иранских университетах. Фонд сохранения наследия имама Хомейни (IKMT) в Калгари, в индийском штате Джаму и Кашмир, был вдохновлён иранской революцией и управляется клириками, прошедшими обучение в Иране. На странице IKMT в фейсбуке опубликованы фотографии со встречи верховного главы Ирана аятоллы Хаминеи с членами семей «замученных» в Сирии и Ираке бойцов.
Казнь в Саудовской Аравии известного шиитского клирика Нимра аль-Нимра в январе после его осуждения по обвинению в терроризме разожгло протест мусульман-шиитов в регионе и по всему миру, включая Южную Азию.
В Кветте, где шииты являются постоянной мишенью, протестующие развернули плакаты с антисаудовскими слоганами и призвали Исламабад пересмотреть свои отношения с Эр-Риядом. Гусейн Калбе Джавад, генеральный секретарь Меджлиса Улемов Индии (MUD), организации шиитских клириков Индии, заявил по поводу казни аль-Намира: «Это не только не по-исламски, но также будет иметь серьёзные последствия и в конечном итоге приведёт к концу Саудовского Королевства». Джавад, который в опубликованной в 2006 году дипломатической переписке на сайте ВикиЛикс был назван платным шпионом Тегерана, лоббировал снятие Индией обвинений против Ирана за роль в террористической атаке против израильских дипломатов в Нью-Дели, называя эти обвинения заговором.
Распространение пропаганды Тегерана в шиитском сообществе Индии вызывает растущее беспокойство в Эр-Рияде. Дипломатические документы саудовского министерства иностранных дел опубликованные в ВикиЛикс в прошлом году включают в себя обращение саудовского правительства к Мировой Мусульманской лиге со штаб-квартирой в Мекке с призывом открыть больше салафитских центров в Индии для противостояния растущему иранскому влиянию. Поддерживаемый саудами ультраконсервативный ислам на протяжении многих десятилетий привлекает последователей по всей стране, включая штаты Керала и Карнатака, он фактически воспитывает, а затем вербует людей в ИГ и другие террористические группы.
Неоднозначный индийский проповедник Захир Наик, как утверждается, ставший вдохновителем нескольких атак на часто посещаемые иностранцами кафе в Дакке в Бангладеш, получил в прошлом году престижную международную премию от Короля Салмана за его «Служение Исламу». Наик, который говорил, что атаки 11 сентября — это «внутренняя разборка», как сообщается, получает финансирование от Саудовской Аравии.
Суннитско-шиитская вражда, которой сейчас стоит за большей частью насилия на Ближнем Востоке и способствует возникновению сектантских террористических групп, таких как Исламское Государство, в настоящее время повторяется в Южной Азии. С началом Исламской Революции и саудовской поддержкой афганских моджахедов, воевавших против Советов, саудовско-иранское соперничество продолжает усиливать напряжённость между шиитами и суннитами в регионе, радикализирует мусульманское сообщество и создаёт условия для процветания ИГ и других группировок.
Аба Шанкар является старшим научным сотрудником исследовательского проекта по борьбе с терроризмом.
Переведено специально для Альманаха «Искусство Войны»