Весной амир дагестанского джамаата «Имарата Кавказ» приехал в Донбасс, где воевал против ополченцев. Уехав оттуда, он заявил, что многие бойцы недовольны командованием батальона Джохара Дудаева, «не вылезающим из Киева», и предпочитают отправляться на передовую в Сирию и Ирак, а не в окрестности Луганска или Донецка.
Любопытная история произошла на днях в подпольном «Имарате Кавказ». Амир одного из небольших дагестанских джамаатов вместе со своим отрядом присягнул «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ), отказавшись подчиняться руководителю более крупного соединения, в состав которого входила его группа. Пока трудно говорить, как дальше будут развиваться события, но, вероятно, мы имеем дело с локальным конфликтом личностей, отражающим новые серьезные изменения в структуре кавказского мусульманского сопротивления.
22 августа 2014 года силовики блокировали частный дом, расположенный в Хасавюрте на улице Котовского. Внутри находились четверо повстанцев – хозяин помещения, глава здешнего джамаата Сиражутдин «Асадулла» Черкесов и еще двое «лесных». Они успели ранить полицейского, но сами погибли. Чуть погодя «кресло» Черкесова занял Ислам Мурадов, известный тем, что оказался единственным моджахедом, спасшимся с места жестокого боя, разгоревшегося в городе в апреле. Тогда были убиты пятеро партизан, в том числе – его 21-летняя жена.
Долго ли, коротко ли, но уже в октябре у Мурадова возникли разногласия с амиром младшего по рангу ауховского джамаата Сулейманом Зайналабидовым. Он обвинил последнего в неподчинении, непосещении шуры (совета моджахедов) и объявил в «розыск», запретив кому-либо помогать опальному полевому командиру.
Позже Мурадов назначил к ауховским собственного амира – Хасмагомеда Чаранова. Впрочем, как мы увидим далее, Чаранов оказался генералом без войска.Чем же, тем временем, занимался Зайналабидов? По предварительным данным, весной он приехал в Донбасс, где вступил в состав добровольческого батальона имени Джохара Дудаева, чтобы участвовать в боевых действиях против ополчения на стороне украинских правительственных подразделений. Повоевать толком ему не удалось. В итоге «исламский революционер» улетел в Казахстан, где в Алама-Ате его и задержали. Очень скоро тамошние СМИ опубликовали заявление Сулеймана. По его словам, он был вынужден уехать из Украины из-за атмосферы, сложившейся в батальоне. Мол, многие бойцы недовольны командованием формирования, якобы не вылезающим из Киева, и предпочитают отправляться на передовую в Сирию и Ирак, нежели в окрестности Луганска или Донецка. А на следующий день случилось нечто загадочное – представители казахстанского комитета нацбезопасности опровергли факт поимки Зайналабидова.
И вот в ноябре наш герой возвращается в Дагестан, собирает преданных ему людей и на камеру дает байят (присягу) руководителю ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади. Поддержавший Зайналабидова ауховский кадий (шариатский судья) Абу Хафс объяснил это решение тем, что аль-Багдади полностью контролирует территорию, на которой находится, а верховный амир «Имарата Кавказ» Алиасхаб Кебеков — нет. Кроме того, кадий предложил Мурадову либо предоставить доказательства нарушений Сулеймана, либо взять свои слова обратно. В противном случае, молвил Абу Хафс, «мы сами вынесем по тебе шариатское решение и приведем его в исполнение».
Стоит заметить, подобные разборки в кавказском подполье не первые. Еще в 2007-м, когда тогдашний ичкерийский президент Доку Умаров заявил об упразднении ЧРИ и создании «Имарата Кавказ», с ним не согласились многие ветераны чеченского сопротивления. Например, эмигрировавший в Европу полевой командир Ахмед Закаев. Правда, тут надо помнить – большинство неодобривших умаровскую инициативу уже несколько лет проживали на Западе, вдали от ежедневных перестрелок, подрывов, зачисток, рейдов. Они сражались за независимую Чечню и при лучшем раскладе застали только начало образования широкого южного джихадистского фронта.
Второй внутрикорпоративный конфликт грянул летом-осенью 2010-го. По одной из версий, тогда из подчинения Умарову временно вышел ряд чеченских полевых командиров и амир иностранных моджахедов Халед Юсуф Мохаммад аль-Элитат. В конце концов все они, за исключением араба, странным образом нарвавшегося на российскую пулю, помирились. Вообще, до сих пор до конца не ясно, что в действительности наблюдали специалисты – реальную усобицу или тщательно срежиссированный спектакль, призванный ввести в заблуждение спецслужбы РФ?
Если же рассуждать о нынешнем демарше Зайналабидова, то следует признать – почва для подобного выступления существовала и существует. Отечественный Северный Кавказ исправно поставляет живую силу на фронты Сирии и Ирака. Да, некоторые ветераны ИГИЛ уже вернулись домой – кого-то задержали, кто-то погиб в перестрелках с полицией. Но поток туда по-прежнему многочисленней потока оттуда. Иными словами, как будет трансформироваться положение дел при изменении движения с точностью до наоборот, как сложится судьба ауховского джамаата, появятся ли у него сторонники и положат ли они начало очередной реконструкции кавказского джихада – покажет время.
Денис Колчин
Источник - http://fapnews.ru