В четверг, 4 декабря, Исламское государство распространило в сети ролик с исповедью и казнью «российского шпиона», жителя Чечни Магомеда Хасиева. В видео молодой человек рассказывал о том, как он был послан ФСБ на подконтрольную ИГ территорию с целью сбора информации, и о том, как потом был пойман и разоблачен.
Ролик заканчивался сценой казни Хасиева и речью его палача, говорившего по-русски, но с кавказским или ближневосточным акцентом. После смерти знаменитого палача Джихадиста Джона в ноябре эта казнь стала первой, которую ИГ запечатлело на пленку и распространило. В сети заговорили о том, что у Исламского государства нашелся новый «медиа-палач».Уже на следующий день в своем Instagram глава Чечни Рамзан Кадыров рассказал подробности о казненном. «Убитый Хасиев до августа 2012 года был Евгением Юдиным. Он родился в селе Юшково Каслинского района Челябинской области. Его усыновила жительница Чечни, которая создала для Хасиева-Юшкова все условия, обеспечила собственной квартирой. Последние три года жил в Майкопе». Также Кадыров заявил, что у него нет оснований полагать, что Хасиев сотрудничал с российскими спецслужбами, и закончил свое обращение крупицей информации про самого палача: «предполагаемый убийца опознан как житель Ноябрьска, русский по национальности. Мы приложим все усилия, чтобы установить истину». Позже СМИ назвали имя палача — Анатолий Землянка. Уже через пару часов рунет окрестил его Джихади-Толик.
В интернет-сообщества Ноябрьска, что в Ямало-Ненецком автономном округе, новость о том, что земляк стал боевиком ИГИЛ, просочилась спустя несколько часов после сообщений в СМИ.
Большинство местных групп «ВКонтакте» восприняли информацию молча, но в одном из сообществ завязалась дискуссия.Под новостью о Землянке, опубликованной в группе «НЕтипичный Ноябрьск», стали писать комментарии его бывшие знакомые. Они однозначно опознали своего однокашника и однокурсника на видео и фотографиях. С некоторыми из них поговорила Открытая Россия. Правда, далеко не все захотели, чтобы их имена появились в прессе в связи с этой историей.
В 2004 году Анатолий Землянка закончил в Ноябрьске школу №3. Известно, что в в городе до сих пор живут его мать и брат. Последний уже заявил, что много лет не общается с братом и не имел ни малейшего понятия о том, что тот отправился воевать в Сирию. Также одна девушка из друзей Анатолия «ВКонтакте» сказала, что он родом из Белгорода и уже по окончанию девятого класса переехал в Ноябрьск с семьей.
Учившаяся с Землянкой в школе №3 и позже в университете Виолетта рассказывает о нем как о довольно слабом ученике — «в школе троечник», — но активном и веселом. «Вообще хороший, добрый, занимался спортом — обыкновенный парень. Бывают такие люди, которые всегда всех смешат. Вот он таким и был».
Еще будучи в старших классах, Землянка начал заниматься тайским боксом у тренера клуба «Байлун» Олега Зиннера. Тренер уже успел охарактеризовать его как слабого спортсмена и сказал, что несмотря на то, что Анатолий был накачанным, он использовал его в качестве спаринг-партнера для бойцов покрепче.
Переехав в Тюмень, он продолжил занятия тайским боксом в клубе «Посол мира» в районе Ватутино. «Он приезжал обычно один, ни с кем особо не разговаривал», — вспоминает его знакомый по залу Рашид. Другой посетитель клуба Ислам* рассказывает, что чаще он приезжал с другом. «Они тренировались пару лет, до 2009 года. Вместе приезжают, вместе уезжают. Тот человек, который на фотографии, который казнит другого, — это совершенно другой парень, изменившийся. Тот, кого я знал, был очень набожным христианином, и я понятия не имел, что он интересовался исламом. Отличным спортсменом был, жил тренировками. На голову выше многих мастеров!»
Параллельно, утверждают его знакомые, Анатолий решил освоить и карате, вернее одно из его направлений – кёкусинкай.
«Он никак сперва не поменялся, — говорит Светлана, однокурсница Землянки. — С кем общался, с тем и продолжал. Но у него появились новые приятели, мусульмане, не из университета, с их подачи он, наверное, и увлекся религией. Он начал делать намаз по времени, а так все осталось по-прежнему».
Виолетта, также однокурсница Анатолия, утверждает, что эти «приятели-мусульмане» жили в Тюмени в том же районе, что и он, — «на Обороне».
«Мы старались не говорить о религии после того, как он принял ислам. У нас были разные взгляды, и мне не хотелось конфликтовать, — говорит Светлана. — Знаете, когда двадцать лет ты ходишь в церковь, носишь крест, справляешь Рождество и Пасху и ешь шашлык из свинины, то глупо потом начинать ходить в мечеть и есть только курицу и баранину».
В последний раз Светлана видела Таймуллу в тюменском парке в год выпуска из университета, поздним летом 2009 года. Первая запись на его стене «ВКонаткте» датирована 8 декабря 2010 года. Она гласит: «И пусть не кажутся для вас армии неверных великими. Поистине, сколько раз мы уже наносили им поражение, и сколько раз они отступали!». С тех пор все записи Таймуллы на этой странице носили исключительно религиозный характер, как и сохраненные им видео.
Последнюю запись на своей странице «ВКонтакте» он сделал 27 июля 2011 года в 23:40. «Этот мир как сон, и проснется человек только после смерти... Задумайтесь, для чего вам дана эта жизнь и отведено это время...». На свою аватарку он поставил морду льва и оставил статус: «Плач мужчины — это слезы льва!»
«Я слышала, что он подорвался в Сирии, доходили какие-то слухи, — говорит Виолетта. — А надо же, жив, выходит. Не знаю, что можно написать про Толю. Он был хорошим, добрым парнем, а превратился в нелюдя».
По утверждению губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, правоохранительными органами уже выявлено трое жителей Ямала, вступивших в ИГИЛ, — из Ноябрьска, Нового Уренгоя и Салехарда. Другие источники сообщают, что только из Ноябрьска на Ближний Восток уехали десять человек.