Журнал ForeignPolicy опубликовал подготовленный CIA, DIA и NSA документ "Возможные осложнения для американской национальной обороны в результате использования Советским Союзом химического и токсического оружия".
Документ был составлен в ноябре 1983 и рассекречен в 2009.
Советская программа создания и усовершенствования химических и токсичных веществ, и их применение против участников войны в Лаосе, Кампучии и Афганистане пробило ранее существовавший и уважавшийся со времен Первой Мировой Войны барьер против использования подобных видов оружия. Советские действия являются нарушением конвенции 1975 года о биологическом оружии и отравляющих веществах. Это нарушение будет иметь самые далеко идущие последствия для национальной безопасности США.
Советские акции с применением химического оружия с большой долей вероятности стали результатом принципиального решения высшего руководства страны. На это решение повлияли следующие соображения:
- Используемые вещества будут эффективными в военных целях
- Угроза возмездия отсутствует
- Были использованы ситуации, подходящие для оперативного тестирования
- Вероятность того, что использование химического оружия станет достоянием гласности мала, а доказательства его применения - неочевидны
- Политический риск ответной реакции невелик, и любая враждебная международная реакция поддается сдерживанию.
По нашему мнению, отсутствие скоординированной и продолжительной реакции в связи с этими нарушениями на советских лидеров еще опаснее, чем сами нарушения, поскольку они придут к выводу о том, что нарушение договоров о вооружениях не ведет к наказанию. Это лишь усилит советскую склонность к несоблюдению договоренностей об ограничении вооружений, поскольку русские верят в то, что за их соблюдением никто эффективно не наблюдает, а за нарушения никто не наказывает. Из этого можно прийти к следующему умозаключению - необходимы не только подписания серии договоренностей, но и демонстрация того, что Запад готов действовать решительно в случае их нарушения".
В Оценке Национальной Безопасности за февраль1982 года приводятся следующие примеры использования химического оружия:
- Применение лаосскими и вьетнамскими силами против движения сопротивления Хмонг (народность, поддерживавшая американцев в Лаосе и Вьетнаме) трихотецинового микотоксина ("желтый дождь"), по меньшей мере, с начала 1976 года. Также использовались другие виды химического оружия.
- Использование вьетнамскими силами трихотецинового микотоксина против Кхмер Руж в Кампучии начиная с 1978 года.
Единственная правдоподобная теория, объясняющая применение данного вида отравляющих веществ заключается в том, что они были разработаны на территории Советского Союза, и затем поставлены лаосцам и вьетнамцам - или напрямую, или через передачу ноу-хау, при участии советских специалистов. Очень велика вероятность того, что были переданы и другие виды химического оружия.
- Советские силы в Афганистане использовали летальные отравляющие вещества против моджахедов, начиная с 1979 года. Свидетельства применения микотоксинов получены через анализ образцов.
Медицинские доклады, включая истории болезней и описания обследований врачей - специалистов по тропической медицине, воздействию химических агентов, внутренним болезням, дерматологии и судебной медицине свидетельствуют о применении летальных отравляющих веществ. Это также подтверждают ограниченные имеющиеся сведения о вскрытиях. Ни один врач, обследовавший жертв химических атак не принял альтернативного объяснения болезней и ранений.
Соединенные Штаты располагают примерно 750 физическими и биологическими образцами с мест атак и жертв. Ученые обнаружили в них отравляющие летальные вещества. Соединенные Штаты также располагают контрольными образцами с мест большинства атак - и в них указанные отравляющие вещества не обнаружены. В некоторых случаях физические и биологические образцы были получены с одного и того же места независимыми друг от друга группами.
"Желтый дождь" распылялся с низколетящих самолетов и вертолетов. "Желтый дождь" пахнет как порох и оставляет липкие желтые следы на поверхности. жертвы страдали от сильного кровотечения из носа и десен, слепоты, дрожи, судорог, других неврологических симптомов. Американцы утверждают, что в результате применения трихотецинового микотоксина в Юго-Восточной Азии и Афганистане погибли 10 тысяч человек.
Пролиферация
Доказательства получения странами Третьего Мира химического оружия или возможностей его производства демонстрируют, что пролиферация набирает силу, и гораздо более серьезную, чем было принято считать до сих пор.
Советская военная помощь - главный источник и главный стимул подобного развития. Поскольку химические войска являются интегральной частью структуры советских вооруженных сил, тот факт, что мы наблюдаем трансфер химического оружия и технологий его производства в пакетах военной помощи не должен удивлять. И советская помощь будет продолжаться, а пролиферация - набирать силу.
Большая часть событий происходит на Ближнем Востоке, но и в другие районы - Юго-Восточная Азия и страны Африканского Рога также находятся в зоне риска.
Привлекательность химического оружия для стран Третьего Мира заключается в множественности открытых рыночных ресурсов для компонентов, что гарантирует дальнейшее увеличение объема химических вооружений. Поэтому мы ожидаем дальнейшего усиления активности в области химических вооружений.
Краткий экскурс в историю вопроса может прояснить масштаб этой проблемы.
Египет стал первой страной Ближнего Востока, получившей химическое оружие, материалы и программы подготовки - в качестве составной части пакета советской военной помощи в 60-х годах. Высокопоставленные египетские офицеры были посланы в Москву, в Краснознаменную Академию Химической Защиты, и средства химической войны были внедрены в египетские войска под советским присмотром. Эти средства были применены против йеменцев во время кампаний 1963 и 1967 годов.
Ирак начал получать советский инструктаж с середины 60-х, но активность в этой сфере оставалась незначительной до начала злополучного вторжения в Иран в сентябре 1980. Из-за неблагоприятного поворота войны иракцы начали прямые покупки исходных материалов и готовых боеприпасов на Западе и в Египте. Нами идентифицированы два иракских производства химического оружия.
Эффективность иракского применения слезоточивого газа во время иранского наступления в 1982 хорошо задокументирована. Есть сообщения о том, что в 1983 применялся уже и летальный газ. Если контракты с западноевропейскими фирмами на покупку лабораторий, фабрик и боеприпасов будут выполнены, к концу 1983 Ирак будет располагать мощной базой производства химического оружия.
Сирия, также один из главных получателей советской помощи, возможно, располагает самыми современными возможностями сфере химического оружия в арабском мире (с Сирией сравним только Египет). Чехословакия и Советский Союз предоставляют Сирии химические вещества, средства доставки и инструктаж. До тех пор, пока эта поддержка продолжится, у Сирии нет необходимости строить собственную оружейную химическую индустрию, и никаких признаков таковой пока не замечено.
Ливия, крупнейший покупатель советской военной техники, как минимум получила советский инструктаж. Ее усилия по созданию собственного химического арсенала, однако, не сопровождались успехом. Они закупили некоторое количество отравляющих веществ в Польше, и в их распоряжении есть некоторое количество химических средств контроля за беспорядками. Мы, однако, предполагаем, что им не удалось создать арсенал летального химического оружия. Ливия пыталась заключить контракты с западногерманскими и швейцарскими фирмами. Но из-за того, что Каддафи рассматривается в качестве неустойчивого и воинственного лидера, Ливия столкнулась с трудностями, которые продолжатся - по крайней мере до тех пор, пока Каддафи остается у власти.
Израиль, обнаружив себя в окружении враждебных арабских государств с растущими химическими возможностями, все более осознает свою уязвимость перед лицом возможной химической атаки. Израиль в шоке от захвата большого количества советского оборудования, относящегося к средствам ведения химической войны - и в ходе Шестидневной Войны, и в ходе Войны Судного Дня. Результатом этого стало осуществление программы подготовки к химической войне - и в оборонительной, и в наступательной сферах. Мы предполагаем, что в распоряжении израильтян есть отравляющие вещества, с очень подходящими средствами доставки. В 1976 были зафиксированы возможные испытания. В 1982 было идентифицировано производство нервного агента в Димоне. Другие виды отравляющих веществ производятся в рамках хорошо развитой израильской химической промышленности.
За пределами Ближнего Востока, несколько государств, прежде всего, Африканского Рога и Юго-Восточной Азии. двигаются в направлении создания химического арсенала.
Эфиопия получила отравляющие вещества, боеприпасы, инструктаж и оборудование для деконтаминации от Советского Союза. Существуют подозрения в том, что эфиопская активность в области химического оружия контролируется советскими инструкторами, но доказательства этому фрагментарны.
Эфиопская армия применяла отравляющие вещества в районах, контролируемых Народно-Освободительным Фронтом Эритреи. Кубинский персонал помогает в обучении эфиопов и поставляет защитные материалы.
Среди других стран Азии, получивших возможность развития химического оружия отмечаются Таиланд ( в ответ на вьетнамскую угрозу), Бирма и Китай.
***
Поматериалам: Implications of Soviet Use of Chemical and Toxin Weapons for US Security Interests. Special National Intelligence Estimate. November 1983