Городок Тель-Тамар в кантоне Джазира. Крайние две недели самый «горячий» участок фронта в Джазире. В окрестностях Тель-Тамар идут бои между силами народной самообороны «ЕПГ» (YPG), «ЕПЖ» (YPJ), местным «асаиш» (аналог полиции) и боевиками Исламского Халифата.
Под вечер к северной окраине городка стягивается бронетехника сил самообороны, приезжают на своих «тачанках» (пикапы с установленными в кузовах пулеметами ДШК) бойцы – здесь тыл. Пьем чай с бойцами-курдами. Они рассказывают, что у них есть «американцы»-добровольцы.«Американцами» называют всех добровольцев-иностранцев. «Американской» называют всю авиацию коалиции во главе в США, которая бомбит позиции Халифата. В Тель-Тамар три дня назад погибла девушка-доброволец из Германии – чернокожая Ивана Хоффман. Я особо не надеюсь на встречу с иностранцами – знаю, что они избегают встреч с журналистами. Из-за крайнего дома выходят несколько нетипично для местных жителей высоких бойцов. Приглядываюсь – точно не местные, слишком белые, тип лица европейский. Подхожу поговорить. Один из бойцов соглашается. Но просит не фотографировать его, не называть страну постоянного проживания, имя и прочие личные данные. «У меня на родине тоже отморозков хватает, понимаешь?» - поясняюще спрашивает он.
- Ты до этого в боевых действиях участвовал?
- Да, было дело. В нашей группе все – ветераны различных войн.
- На территории Рожавы уже воевал?
- Да, под Тель-Хамис.
Возле городка Тель-Хамис в конце января исламисты атаковали несколько деревень, где проживали православные ассирийцы.
Были похищены 220 ассирийцев. Их судьбы неизвестна. С того момента начались активные боевые действия между силами самообороны кантона Джазира и Исламским Халифатом. До того, тут исламисты активных боевых действий не предпринимали. Редкие перестрелки были лишь на западной границе Джазиры – у города Рас-эль-Эйн у сирийско-курдской границы.- Как оцениваешь авиаудары коалиции по позициям Исламского Халифата?
- Авиация работает так, чтобы максимально избежать своих потерь. Думаю, им точно неизвестны технические возможности исламистов. В Мосуле было захвачено очень много вооружений (в июне 2014-ого исламисты почти без сопротивления захватили этот город, второй по значимости в Ираке, иракская армия оставила в городе огромное количество трофеев – прим. АР).
- Может коалиции пора начать наземную военную операцию, чтобы разбить Халифат?
- Смотри. Во-первых, сама это война – это все-таки дело местных: курдов, ассирийцев, арабов. Им уже помогают. По меньшей мере, авиаударами. Приведу наглядный пример. Есть человек, который голодает, если ты каждый день его будешь кормить, то он сам никогда не будет предпринимать усилий, чтобы накормить себя самостоятельно. Поэтому, я считаю, что местные должны победить Халифат сами. Коалиция должна оказывать им некоторую поддержку, но не делать всю работу за них.
- Курды говорят, что среди убитых исламистов много иностранцев. Говорят, что многие с азиатским типом лица.
- Скажу за тех убитых, которых видел сам. Это – арабы. Но не сирийские. Слишком темные и кучерявые для сирийцев. Думаю, это арабы из Ирака, Саудовской Аравии и т.д. Южные арабы. В любом случае – бойцы сил самообороны видели больше убитых, чем мы, иностранцы.
- Какую тактику предпочитают исламисты?
- Не буду детализировать. Скажу, что они воюют очень профессионально. Среди них достаточно много профессионалов, людей, умеющих вести боевые действия.
- Как координация действий с местными? Бойцы твоей группы говорят по-курдски или арабски?
- Это проблема. Мы на местных языках не говорим. Сейчас пытаемся решить этот вопрос.
- Ты знаешь, наверное, что местные, курды, ассирийцы, арабы, жители кантона Джазира, вообще автономии Рожава воюют за социалистические идеи. Они хотят построить социализм в автономии. Твое отношение к этому?
- Что касается конкретно меня. Меня не интересует, какой политический строй будет в Рожаве. Я сюда приехал воевать против угрозы, которую представляет Исламский Халифат для всего мира. Добьем Халифат – уеду. Лично я не собираюсь оставаться в Рожаве. Пусть строят, что хотят. Это – их личный выбор.
- Смотрю, у тебя АК-47. Предпочитаешь это оружие?
- Мы, когда приехали, нам предложили только советские образцы оружия. Местные, например, американскими М-16 не пользуются.
- Да ладно. Я видел. Есть. Пользуются.
- Хорошо. Скажем так, нам М-16 не предлагали, только советское оружие. Я раньше никогда «калашом» не пользовался, теперь считаю это лучшим оружием.
Мои сопровождающие из медиа-центра советов кантона Джазира говорят, что пора уезжать. Скоро стемнеет, а ближайшие 25 километров дороги от Тель-Тамар в сторону административного центра кантона Джазира силами самообороны не контролируются. По темноте исламисты полями могут обойти Тель-Тамар и выйти к дороге. Прощаемся с иностранцем-добровольцем. Он говорит: «Приезжай опять, может, еще чего интересного расскажем».
- Александр Рыбин
Кантон Джазира, март 2015