Пентагон и разведывательное сообщество США стараются максимально засекретить проведение специальных операций вне пределов Соединенных Штатов и при этом прибегают к услугам частных компаний. Иногда грань становится слишком расплывчата, и возникают вопросы, насколько такая практика соответствует нормам международного права.
Июнь ознаменовался очередным скандалом, что специальные силы США использовали частную компанию, работавшую на гуманитарные организации, для прикрытия своей деятельности в Йемене.Под гуманитарным прикрытием
Еще в марте 2015 года в Йемене повстанцы-хуситы задержали американского гражданина Скотта Дардена в столице страны — Сане. Через шесть месяцев его отпустили после вмешательства в ситуацию султана Омана.
Казалось бы, что ничего необычного не произошло. В Йемене Дарден возглавлял операционную деятельность американской компании Transoceanic Development из Нового Орлеана. Компания занималась логистикой и поставками гуманитарных грузов в интересах таких известнейших организаций, как Красный Крест и UNICEF (Детский фонд ООН).
Но, по данным The New York Times, Дарден также одновременно отвечал за логистику для американских сил специального назначения, а именно для подразделения Task Force 48-4.2, в Йемене. На момент его похищения в Йемене работало около 125 военных советников специальных сил США.
В принципе, использование частных компаний вооруженными силами и спецподразделениями для переброски грузов в отдаленные регионы тоже не является чем-то новым. Но смешивание гуманитарных и военных грузов — это уже выход за рамки привычного.
Предыстория частной логистики
США проводили операции против Аль-Каиды* в Йемене как минимум с 2009 года. Тренировали местные спецподразделения, учили авианаводчиков, поставляли оборудование, вели разведывательную деятельность, наносили удары с воздуха, преимущественно с помощью беспилотников, но в дело шли и крылатые ракеты, как в октябре 2016 года.
В декабре 2009 года в ходе операции «Медная дюна» также крылатыми ракетами были убиты около 40 мирных граждан, когда по деревне в одной из провинций Йемена американцы нанесли удар на основании ошибочной информации. В сентябре 2011 года в Йемене убивают исламистского проповедника и гражданина США Анвара аль-Авлаки, что до сих пор у американцев вызывает споры о правомочности убийства граждан США за границей своими же вооруженными силами. Через месяц дрон убивает сына аль-Авлаки. В декабре 2013 года беспилотник уничтожает свадебную процессию и убивает 13 мирных граждан. В 2014 году Пентагон признал проведение операции «Викинг Юкона» в Йемене, целью которой являлось уничтожение исламистов с помощью беспилотников.
После начала широкомасштабных военных действий Саудовской Аравии в Йемене корабли ВМС США несколько раз подверглись обстрелам со стороны хуситов. США стали больше полагаться на удары с воздуха, для которых была необходима информация по целям, к тому же стало ясно, что ошибочная информация ведет к ударам по мирным жителям и вызывает помимо всего прочего международные скандалы.
И здесь в игру вступили силы специального назначения США, которые с апреля 2015 года начали оказывать активную помощь союзникам из ОАЭ и Риада, хотя основная их заявленная задача — борьба против Аль-Каиды. Так или иначе, если сначала их деятельность подразумевала временное присутствие, то уже в июле стало ясно, что они там надолго.
Привлечение частных компаний
В 2007 году военное оборудование и экипировку из США в Йемен отправляла частная компания Panalpina, в 2008 году — DHL Global Forwarding. В последний день мая уже этого года в Могадишо потерпел крушение грузовой самолет частной компании Heidi Aviation, которая является субконтрактором контрактора Bancroft Global Development, поставляющего грузы для военной миссии Африканского Союза в Сомали.
Привлечение частных логистов понятно с точки зрения военных. Не надо развертывать большую, медленную и заметную военную инфраструктуру для небольших специальных операций, не надо делегировать самолеты и персонал, можно не привлекать внимание СМИ и общественности. Если верить изданию The Intercept, для сбора информации по вероятным целям в регионе Йемен-Сомали использовались частные компании и их пилотируемые самолеты. Имеется в виду, что скорее всего разведка с воздуха частниками велась не просто так в открытую, а во время стандартных перевозок грузов.
В составе ВВС США также существует и 427-ая эскадрилья специального назначения, парк которой в основном представлен небольшими самолетами и транспортниками, например различными Cessna и самолетами Pilatus PC-12/47. Именно эти самолеты используются для небольших специальных операций, и по крайней мере один из самолетов этой эскадрильи был замечен в Йемене.
Так или иначе, но смешивание гуманитарных грузов и военных, или даже не военных, а гражданских грузов, но для нужд военных операций, создает много проблем в первую очередь для самих гуманитарных организаций.
С одной стороны, это сказывается на их репутации и их дальнейших отношениях с властями в регионах работы, а с другой — их сотрудники чувствуют себя под еще большей угрозой, так как теперь для многих группировок они становятся прямыми участниками военных действий, а не помогающими раненым или детям.
Здесь показательна программа по вакцинации от гепатита в Пакистане, которой заведовало ЦРУ и в ходе которой собиралась информация по исламистам и нахождению Усамы бин Ладена. После его ликвидации исламисты развернули жестокую кампанию и против медицинских работников, которые вовсе не имели никакого отношения к американцам, а занимались вакцинацией от разных болезней. Борьба против вакцин и медиков велась вплоть до весны 2016 года. Что, по иронии судьбы, в итоге обернулось вспышкой полиомиелита в регионе.
Что же касается истории со Скоттом Дарденом в Йемене, то, по сообщению The New York Times, представители Красного Креста и UNICEF заявили, что не имели представления о том, что компания Transoceanic Development работает, в том числе, и на силы специальных операций США.
Илья Плеханов