Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что на днях состоится заседание совета Россия-НАТО, на котором будет предпринята нелегкая попытка снять напряжение между Москвой и странами Альянса, но на фоне предстоящей встречи все чаще приходят новости, которые вряд ли будут восприняты с энтузиазмом в России.
Командующий военным контингентом НАТО в Европе генерал Кёртис Скапаротти в немецком Висбадене потребовал увеличения численности войск Альянса в Европе «для сдерживания России» в свете модернизации ее вооруженных сил. Генерал предлагает снизить акцент на антитеррористической деятельности и нарастить присутствие на восточном фланге. Скапаротти хотел бы видеть больше ресурсов на море, на суше и в воздухе, и в частности ему нужны самолеты-разведчики, чтобы понимать, «как оперирует Россия» в определенных районах.
Другие громкие новости пришли из Варшавы. Польша готова заплатить от 1,5 до 2 млрд долларов за размещение крупной базы НАТО на своей территории. Министерство обороны Польши направило в Конгресс США и аналитические центры предложение о постоянном присутствии войск НАТО.
Речь идет о размещении американской бронетанковой дивизии на польской земле в районе городов Быдгощ или Торунь и создании логистической инфраструктуры, которая обеспечивала бы оперативное перемещение американских войск.
Сегодня Польша — это одна из пяти стран в Альянсе, которая прилежно тратит 2% ВВП на оборону, а к 2030 году планирует довести этот уровень до 2,5%. Из своего оборонного бюджета Варшава выделяет 20% на модернизацию вооруженных сил, что также является высоким показателем.
Разговоры о постоянном присутствии в Польше ведутся как минимум с 2015 года. Тот же Скапаротти отмечал, что постоянно размещенные войска — это более эффективный инструмент, чем отправка подразделений на ротационной основе, так как войска начинают узнавать местность и возможный театр будущих боевых действий, выстраивать тесные отношения с местными вооруженными силами.
Отдельно в нынешнем предложении оговаривается развитие транспортной инфраструктуры и сети дорог в Польше. Финансирование дорожных работ частично возьмет на себя Министерство обороны Польши, частично предлагается привлечь для этой цели деньги Европейского Союза.
Еще летом прошлого года Генсек НАТО Йенс Столтенберг совершил визит в Польшу, где встретился с президентом страны Анджеем Дудой, премьер-министром Беатой Шидло, министром иностранных дел Витольдом Ващиковским и другими высокопоставленными политиками. Генсек альянса осмотрел расположение батальона НАТО, дислоцированного на северо-востоке Польши — в Ожише, в 60 километрах от границы с Калининградской областью. В ходе визита Столтенберг назвал Польшу «центром тяжести для всего того, что делает НАТО в плане сдерживания на Европейском континенте».
Размещение новых крупных сил НАТО в Польше началось с января 2017 года, когда в рамках операции Atlantic Resolve в страну прибыли около четырех тысяч военнослужащих альянса и тяжелая техника, которые после были распределены по странам Восточной Европы. Это развертывание американских сил в Европе стало самым масштабным после окончания холодной войны. При этом Военно-воздушные силы США и НАТО отрабатывают совместные действия с польскими коллегами с весны 2013-го.
Первые солдаты США появились в Ожише еще в апреле 2017 года. Польша начала лоббировать размещение у себя контингента НАТО после присоединения Крыма к России в 2014 году — и в итоге добилась своего. Всего на базе сегодня дислоцировалось 900 американских, 150 английских и120 румынских военнослужащих.
Также в 2017 году на базе ВВС Польши у села Повидз без особой шумихи начала создаваться масштабная логистическая база НАТО. Если раньше эта база польских ВВС изредка принимала американские транспортники С-130, то теперь она превращается в важнейший элемент всей военной инфраструктуры НАТО в Европе. Стоимость инфраструктуры оценивается в 200 миллионов долларов, и база станет крупнейшим логистическим хабом сил альянса, обеспечивающим действия Североатлантического блока во всех странах Балтии и на севере Европы, а также в Болгарии и Румынии.
В начале августа прошлого года базу посетили командующий Вооруженными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес и начальник штаба Сухопутных войск Соединенных Штатов генерал Марк Милли. Один из работающих на стройке американских офицеров заявил, что через пять-десять лет Америка планирует разместить тут от пяти до десяти тысяч военнослужащих. Кстати, подряд на строительство получила частная компания KBR, которая в 1999 году отстроила вторую по величине в Европе американскую базу — Camp Bondsteel в Косово.
Генерал Бен Ходжес отметил, что еще многое предстоит сделать для ускорения транспортировки техники и живой силы в Европе. По его словам, у альянса сегодня нет достаточного количества железнодорожных путей, связывающих Германию и Польшу, поэтому в случае боевых действий не будет хватать вагонов. Кроме того, многие европейские мосты не выдерживают вес танков НАТО. Генерал выступает за создание «военного Шенгена», чтобы быстро доставлять войска в Литву через транзитные страны. Речь идет о Польше. Бен Ходжес уверен, что обеспечение любых боевых действий на востоке Европы будет проходить через Польшу. Ходжес также отметил, что Германия должна больше тратить на модернизацию своих военных портов, аэродромов и транспортных узлов.
В ноябре 2017 года на встрече министров обороны членов НАТО в Брюсселе был поднят вопрос о создании логистического командования в Европе. После летних учений НАТО в Европе стало ясно, что переброска войск с запада на восток является проблематичной. Трудности возникли с дорогами, мостами, железнодорожными путями и бюрократическими препонами. Выстраивание наземной инфраструктуры займет продолжительное время, поэтому на данном этапе, с точки зрения американских военных, разумно выглядит концентрация на воздушной доставке грузов и живой силы.
На американской авиабазе «Рамштайн» в Германии идут изменения. Зимой на базу из США прибыл новенький самолет C-130J Super Hercules. Этот модернизированный вариант транспортника обладает лучшей авионикой, большой вместимостью, быстрее летит, поглощает меньше топлива и требует меньше обслуживающего персонала. ВВС США планируют постепенно обновить весть флот, состоящий из 14 самолетов C-130J, которые базируются на базе в Германии.
Командующий британской армией генерал Ник Картер, комментируя пребывания контингента Великобритании в Эстонии, в свою очередь отмечал:
«Мы бы очень хотели опробовать процесс взаимодействия с нашими опорными базами в Германии и выдвижения подкреплений в страны Балтии, для нас это была бы отличная тренировка. Во времена холодной войны нам это отлично удавалось, мы точно знали, как мы будем двигаться через границы и все прочие аспекты систем доставки, и нам хотелось бы вновь овладеть этим мастерством. Нам не приходилось заниматься этим в Ираке или Афганистане, но это тот набор навыков, который ожидается от экспедиционной армии».
Весной 2017 года в Праге прошла конференция по военной логистике, на которой военные структуры стран НАТО, Восточной Европы и коммерческие компании обсуждали оптимизацию совместных действий в случае войны.
Летом того же года прошли учения «Благородный прыжок» (Noble Jump) в Румынии, Болгарии и Греции. В них приняли участие четыре тысячи румынских солдат и их коллеги из Великобритании, Испании, Германии, Норвегии, Голландии, Албании и Польши. Это в первую очередь крупнейшее учение по совершению логистических операций и быстрой доставки сил и грузов в зоны конфликтов в Европе.
Еще в 2015 году The Heritage Foundation рассмотрел вариант вторжения России в Прибалтику и возможные шаги НАТО по защите региона. Предлагалось создание постоянных военных баз в Прибалтике, обновление планов и повышение готовности к массовой переброске войск из США в Европу, усиление и увеличение военного контингента в Польше и работа над энергетическим сотрудничеством со странами Балтии, чтобы обеспечить войска запасами топлива и энергии в случае начала конфликта.
Аналитики военно-аналитического центра RAND Corporation часто отмечают, что переброска войск является слабым звеном НАТО в регионе. По их мнению, силы быстрого реагирования НАТО смогут появиться в зоне конфликта через семь дней после его начала, а Великобритания, Франция и Германия смогут отправить по тяжелой бригаде своих вооруженных сил только через месяц после начала боевых действий. Россия же сможет стянуть к зоне конфликта до 150 тысяч солдат в течение нескольких недель, а США понадобятся месяцы, чтобы переправить такое же число своих военнослужащих через Атлантику.
С этой оценкой согласен и командующий Транспортным командованием США (TRANSCOM) генерал Даррен МакДью. Год назад, выступая перед комитетом сената по вооруженным силам, сообщил, что у его ведомства нет достаточного количества кораблей, транспортных самолетов и воздушных заправщиков, чтобы в случае войны перебрасывать большое количество техники и живой силы к театру военных действий. Транспорта нет как для переброски, так и для дальнейшего обслуживания армии в зоне боевых действий.
Особенное беспокойство у американцев вызывают запасы топлива для танков M1 Abrams, которые сжирают по три галлона на милю и являются хребтом механизированной бригады. Эти танки будут заменены нескоро, а значит, будут все так же требовать огромных поставок топлива и в случае войны будут активно уничтожаться противником. В Пентагоне хотели бы заменить M1 Abrams, M2 Bradley и M109 Paladin на машины с меньшим потреблением горючего, рассматриваются варианты гибридно-электрических танков, использование водородных топливных элементов, но финансирование на эти проекты вряд ли поступит до 2030 года.
НАТО нужны склады с запасом топлива, запчастей, хранения техники и боеприпасов. Но в условиях войны с противником, обладающим высокоточным оружием дальнего действия, огромные склады, транспортные конвои и большие скопления техники и живой силы превращаются в легкую и привлекательную цель для поражения. Поэтому в НАТО ищутся самые разные возможности.
Корпус морской пехоты США и Норвегия в прошлом году начали обсуждение, могут ли американцы удвоить или даже утроить запасы военной техники и боеприпасов, складируемых в Норвегии, в том числе и на случай войны с Россией. По договорам еще времен Холодной войны, у морпехов США в распоряжении есть шесть пещер в горах в районе Тронхейма. Три отведены под складирование военной техники, другие три — под боеприпасы. Также американцам предоставлены два аэродрома в центральной части страны. Техника не просто простаивает на складах, но выводится и затем активно используется либо во время учений НАТО в Европе, либо в ходе операций на Ближнем Востоке и в Афганистане.
Каждые несколько лет с учетом международной обстановки американцы пересматривают перечень того, что находится на складах, и обновляют линейку наименований. До недавнего времени пещеры содержали все необходимое для экипировки 4 600 морпехов США. Но Корпус морской пехоты США теперь хочет иметь в Норвегии запасы для развертывания бригады, а это от 8 до 16 тысяч человек. При этом американцы хотели бы вдобавок повысить и готовность техники к быстрому развертыванию, сократив время вывода ее из пещер и ускорив мобильную переброску в заданные точки.
Для отработки этого сценария в мае прошлого года прошли учения Stratmobex (Strategic Mobility Exercise), в ходе которых морпехи и их норвежские коллеги в ускоренном режиме вывели из складов около 500 единиц тяжелой техники, включая танки. И такие учения участились. С января Корпус морской пехоты США впервые на ротационной основе постоянно держит на норвежских складах 300 морпехов, которые следят за техникой, готовят ее к операциям, выводят для полевой обкатки и обучают норвежских военных.
Много внимания военной логистики посвятил недавно и бывший главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав. Он заявил буквально следующее:
«Мы проделали большую работу. Я разговаривал с несколькими генералами, которые сказали мне, что еще недавно на реакцию нам требовалось 30 — 40 дней. Сейчас мы сократили этот срок до пяти дней. Сбавлять темп нельзя, нужно продолжать вкладывать деньги и обучать кадры. Ведь какой смысл в армии, которая не может моментально поднять в воздух самолеты, задействовать корабли, стянуть военных? Нужно инвестировать в будущее, в решения, которые позволяют разместить войска в соответствующих точках, предвидеть, что может случиться через 10 — 15 лет... Если мы взглянем на Россию, мы увидим, что там есть система автомобильных и железных дорог, которая позволяет быстро перебрасывать и концентрировать силы. Если Вы спросите, способны ли россияне быстро сгруппировать войска, я отвечу, что да. Однако, я не думаю, что они превосходят НАТО по оперативной совместимости, уровню подготовки, потенциалу. Следует отдать им должное в одном: они учатся на собственных ошибках, например, тех, что были совершены десять лет назад в Грузии».
На днях началась переброска частей американской бронетанковой бригады из США в Европу для очередной ротации на девять месяцев. На этот раз танки и другая техника стали массово (2 500 единиц техники в целом) прибывать в бельгийский порт Антверпен, чего не было уже десятки лет в таком масштабе. Оттуда они рассредотачиваются по Германии, Восточной Европе и странам Балтии. При этом отрабатывается перевозка техники по дорогам, железнодорожным путям, на речных баржах. Транспортировке по рекам в этом году уделяется особое внимание. Технику из США могли доставить сначала в польский Гданьск, но решили отработать новый-старый маршрут через Антверпен. Военные не скрывают, что идут масштабные учения по гибкой переброске войск в Европе поближе к границам России, в ходе которых военные логисты учатся на своих ошибках и делают выводы, стараясь избежать проблем с быстрой транспортировкой.
В марте этого года в НАТО также определились с городом, где будет размещаться центр нового логистического командования в Европе. Им станет город Ульм на юге Германии. В свою очередь в американском Норфолке создается логистическое командование по переброске американских войск через Атлантику в Европу. Создание этих новых командований должны окончательно утвердить в НАТО в июле этого года.
Любая война после первых ударов зависит от того, как эффективно работает военная логистика. Материальное обеспечение — это основа боевых действий. Военные учения обычно получают широкое освещение в СМИ, переброска войск на ротационной основе — тоже, но главное внимание должны получать не эти действия, а работы стран над созданием логистической инфраструктуры, которая будет играть наиважнейшую долгосрочную роль в ходе любого конфликта.
Илья Плеханов