30 июня новым президентом Филиппин стал Родриго Дутерте, который время от времени вызывает гнев международных правозащитных организаций и мировых СМИ за свою политику по борьбе с наркоторговлей в стране и за свои скандальные высказывания.
Очередным поводом для целой новой волны статей стала опубликованная на днях (со ссылкой на официальные полицейские данные Филиппин) BBC и другими изданиями статистика по количеству убитых наркодилеров.
С 1 июля этого года в стране погибло более 1 900 человек в инцидентах, связанных с торговлей наркотиками. 756 человек были убиты полицейскими, так как оказывали сопротивление при рейдах и захватах, а по остальным случаям еще ведется расследование. Также за два месяца было арестовано 10 153 наркодилеров и 300 коррумпированных полицейских.Во время президентской гонки в 2015 году Дутерте заявил, что за первые полгода на своем посту, если его выберут, он убьет 100 000 преступников, скинет их в воды Манильского залива и местные рыбы разжиреют от поедания их тел. Особое отношение у него к наркодилерам, которым он также завил, что убьет их, если они не перестанут разрушать страну.
И его слова нашли отклик у населения в стране. Los Angeles Times сообщили, что в июле его настрой одобряли 91% опрошенных в исследовании агентства Pulse.
Дутерте уже давно обвиняют в том, что он создал «эскадроны смерти» «народных мстителей» еще в бытность мэром и вице-мэром в Давао (порт острова Минданао), которые убили 1 700 преступников. На критику Дутерте отвечал, что если кого-то не устраивают его методы решения вопроса борьбы с наркобаронами как не законные, то преступников будут просто приволакивать к судьям убивать их уже в присутствии судей.
В 2015 году Дутерте лично в баре заставил съесть окурок туриста в Давао, так как он нарушил антитабачный закон.
В июне он заявил, что люди должны сообщать полиции о преступниках, а если у граждан есть свое оружие, то они могут пойти и убить их самостоятельно, да еще и получить за это медаль. В это августе глава полиции Филиппин также призвал пострадавших от наркотиков людей идти в дома наркобаронов, обливать бензином и сжигать.
Ярость Дутерте в плане борьбы с наркотиками связывают с тем, что цена на шабу (прозванный «наркотик филиппинцев» - метамфетамин) стремительно падает и он становится доступным все более широким слоям населения. Грамм уже стоит 22 доллара. В бедных районах наркозависимы до 35% населения. Всего на Филиппинах около 3 млн наркозависмых.
В своем материале BBC дает слово двум людям: Марии, которая убивает наркодилеров без суда и следствия по заказу, и Роджера, мелкого дилера, который теперь находится в бегах и опасается за свою жизнь. Имена людей изменены.
Мария поведала корреспонденту BBC, что убила уже пятерых после избрания Дутерте президентом и заказы идут от босса, офицера полиции. Начинала она, впрочем, убийством должников, которые тоже были наркодилерами помимо невыплат своих долгов заказчикам убийства.
Это тоже популярный способ критики действий нынешнего президента Филиппин, так как правозащитные организации считают, что под прикрытием борьбы с наркоторговлей, идет передел власти коррумпированными чиновниками, отстрел журналистов, просто неугодных полиции людей и ликвидация конкурентов по бизнесу.
Роджер, второй герой репортажа BBC, сказал, что не ожидал, что с приходом Дутерте начнут убивать и мелких дилеров, так как все ждали, что ударят по большим синдикатам и производителям.
CNN в своем материале о войне с наркотиками на Филиппинах рассказывает историю деда и пятилетней внучки. Дед сам пришел в полицию, чтобы развеять подозрения, что он является наркодилером. Полиция его отпустила, но потом в доме его расстреляли люди в мотоциклетных шлемах. Внучка погибла при покушении. Считается, что она на сегодняшний день самый малолетний ребенок из погибших во время этой войны. Сама полиция считает, что действовали не «народные мстители», а идут разборки между самими преступниками.
Los Angeles Times пишут про убитого «мстителем» человека за то, что он хотел засудить полицейских после того, как они жестоко его избивали после задержания.
Time пишет, что в принципе нет ничего нового в войне с наркотиками. В 2003 году с приходом в Тайланде за один месяц войны убили 1 200 человек, 13 000 арестовали и еще 36 000 сдались полиции. Цифры похожи на нынешние на Филиппинах. В Индонезии с 1983 по 1985 «таинственными стрелками» были также ликвидированы тысячи наркодилеров.
Хотя в ООН и обвиняют Филиппины во внесудебных расправах, на что Дутерте уже пригрозил выходом из этой организации, непохоже, что эта война с наркотиками на Филиппинах закончится очень скоро.
Илья Плеханов