Система противовоздушной обороны страны на Северном ВКН строилась с учетом потенциальной опасности применения вероятным противником стратегической авиации и крылатых ракет различного класса. Но с начала 1990-х гг. Арктика перестала считаться зоной потенциальных конфликтов в воздушном пространстве и все радиотехнические подразделения под флагом экономии средств на содержание войск и сокращения численности войск были расформированы и над бескрайними просторами Северного Ледовитого океана, Западной и Восточной Сибири и Чукотки радиолокационное поле перестало существовать и как следствие утрачен контроль за полетами авиации в этой зоне.
Сэкономив в 1990-е гг. на содержании системы радиолокационной разведки, Россия утратила возможность применения средств системы ПВО с Северного направления. Однако следует сказать, что при этом вдоль действующих воздушных трасс Севера как вынужденная мера сохранялись радиолокационные позиции Единой системы организации воздушного движения Росавиации, оснащенные трассовыми радиолокационными комплексами.
Но с сентября 2008 г. государственная политика Российской Федерации в Арктике изменилась и поэтому в настоящее время решается задача развертывания в арктической зоне РФ группировки сил и войск общего назначения Вооруженных Сил РФ, способной обеспечить военную безопасность страны в различных условиях военно-политической обстановки и, в частности, поэтапное построение радиолокационного поля и создание зоны контроля за полетами авиации.
Воссоздание радиолокационного поля в арктической зоне РФ на основе подразделений РТВ ВВС будет залогом постоянно действующего контроля за воздушной обстановкой и эффективного применения авиации и огневых средств ПВО в этом районе.
С учетом многолетнего опыта эксплуатации РЛС в суровых условиях Заполярья стало понятно, что для этих целей необходимо создавать современные, высоконадежные и экономичные РЛС, способные в автоматическом режиме выполнять поставленные задачи по радиолокационной разведке и контролю воздушного пространства.
Так, с августа 2011 г. на освоение в подразделения радиотехнических войск ВВС стали поступать первые образцы современного трассового радиолокационного комплекса двойного назначения (ТРЛК ДН) «Сопка-2», разработанного НПО «ЛЭМЗ» под задачи Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (ФСР и КВП).
Создание ФСР и КВП ведется в соответствии с указом президента Российской Федерации для решения важнейших задач обороны страны и в интересах обеспечения безопасности полетов авиации.
В 20-летнюю годовщину со дня создания ФСР и КВП РФ в НПО «ЛЭМЗ» 17 января 2014 г. с участием Минобороны России (Главное командование ВВС, Командование ВКО, ВНК ВС РФ, 4-й ЦНИИ МО РФ), Минтранса России (Росавиация, Госкорпорация по ОрВД) проведена научно-практическая конференция на тему «Двадцать лет ФСР и КВП. Достижения, перспективы и задачи развития».
В соответствии с планами по совершенствованию ФСР и КВП в подразделения РТВ ВВС ТРЛК ДН «Сопка-2» поступает на смену РЛС типа П-37, 1Л117. Аналогичная замена планово производится и на радиолокационных позициях Росавиации. Только с 2013 по 2015 г. в подразделениях РТВ будут развернуты более 30 таких комплексов, а в Росавиации – 20.
В соответствии с ГПВ-2020 и Федеральной целевой программой по совершенствованию ФСР и КВП до 2015 г. первые серийные образцы ТРЛК ДН «Сопка-2» поступают в приграничные подразделения РТВ ВВС и на радиолокационные позиции Росавиации. Положительные отзывы о ТРЛК ДН «Сопка-2» стали поступать из подразделений на юге страны, с Кольского полуострова и из других районов с особыми условиями эксплуатации, где накапливался опыт применения комплекса в зимний период, когда температура воздуха доходит до минус 48 градусов, наблюдаются явления образования льда и толстого слоя инея на антенной системе РЛС. Особенно эти явления характерны в приморских районах для РЛС без радиопрозрачных укрытий.
Одной из проблем на Севере продолжает оставаться проведение заблаговременных проектно-изыскательских работ, строительство и оборудование позиции в подразделении для развертывания поступающих из промышленности новых современных РЛС.
Безусловно, что одним из приоритетов в освоении Арктики должно быть создание радиолокационного поля, построенного не только адаптированными для этих целей имеющимися типами РЛС, но и главное – создание специальных комплексов – автоматических радиолокационных датчиков для применения в особых условиях Арктики и такая работа ведется. Основные отличия таких РЛС – высокая надежность работы, автоматический режим обнаружения, захвата и выдачи информации потребителям и низкие эксплуатационные затраты.
Радиолокационная информация с ТРЛК ДН «Сопка-2» с мест, где отсутствует радиолокационное поле Минобороны России, поступает не только в центры УВД, но и на КП радиотехнических подразделений и КП ПВО.
А в настоящее время, исходя из поставленных сроков и реальных возможностей, главнокомандующий ВВС поручил НПО «ЛЭМЗ» провести доработку серийно выпускаемых ТРЛК ДН «Сопка-2» для обеспечения работы в сложных геофизических и климатических условиях Заполярья и арктической зоны РФ.
По требованиям ВВС ТРЛК ДН «Сопка-2» должен иметь специальный монтажный комплект с полным набором имущества и принадлежностей, обеспечивающим развертывание и эксплуатацию комплекса в сложных геофизических и климатических условиях Арктики.
Наиболее трудоемкой задачей при развертывании является монтаж башни высотой до 24 метров и установка на нее антенной системы и РПУ в арктических условиях. Поэтому в составе ТРЛК предусматривается базовый комплект средств и имущества для монтажа башни, антенн и РПУ и установки модулей. Для каждой войсковой части с дислокацией в арктической зоне и других труднодоступных районах с суровыми климатическими условиями по согласованию с ВВС НПО «ЛЭМЗ» проводит рекогносцировку и определяет состав монтажного комплекта и высоту башни.
Одна из особенностей в организации работы ТРЛК в труднодоступных местах – отсутствие внешней электросети и для обеспечения длительной работы в состав монтажного комплекта включены дополнительно два автономных источника электроснабжения (ДЭС) в качестве резервных и контейнеры с топливохранилищем емкостью пять тонн.
С учетом обеспечения установленных сроков восстановления работоспособности аппаратуры ТРЛК ДН «Сопка-2» будет иметь дополнительный состав ЗИП в контейнере, в котором также размещаются два выносных рабочих места оператора (РМО) и дистанционный терминал, позволяющий управлять режимами работы ТРЛК. Упаковка аппаратуры составных частей и ЗИП будет обеспечивать сохранность аппаратуры и ЗИП в условиях транспортирования и хранения при значительных перепадах температур.
Учитывая условия эксплуатации в Арктике, составные элементы ТРЛК (башня локатора, здания контейнерного типа и т. д.) будут применяться из материалов и покрытий, обеспечивающих эксплуатацию при температурах минус 50 градусов.
Для удобства эксплуатации в условиях снежных заносов и низких температур переходы между аппаратным модулем, индикаторным модулем, бытовым контейнером и ДЭС будут иметь защитные переходные галереи с укладкой в них силовых кабелей и линий связи.
Есть еще важный момент, который, может быть, покажется второстепенным, но на самом деле одним из самых трудоемких и требующих длительного времени и его можно упустить из вида – это этапы проектно-изыскательских работ и необходимой экспертизы, устройство площадок под оборудование и подъездной дороги, а что в условиях Арктики всегда доставляло наибольшие хлопоты – это доставка в необорудованные места оборудования и сам процесс развертывания техники на позиции и монтаж башни и антенных устройств.
Опыт прошлых лет показывает, что от начала поставок РЛС до развертывания их и постановки на боевое дежурство по ПВО проходило от трех до пяти лет. Очевидно, что в настоящее время применительно к Арктике этот срок не должен превышать 9 месяцев на производство комплекса и 6 месяцев на доставку, подготовку позиции и ввод ТРЛК в строй. Но такие сроки будут реальностью только при отлаженной плановой работе и соблюдении сроков заключения контрактов, проведения проектно-изыскательских работ и подготовки позиции для ТРЛК ДН «Сопка-2».
Отличительными особенностями арктического ТРЛК ДН «Сопка-2» от других имеющихся в войсках локаторов, кроме надежности и практически автоматического режима работы, станут его высокие эксплуатационные возможности и сравнительно низкая стоимость, что тоже относится к числу востребованных показателей в арктических условиях.
Первый такой комплект ТРЛК ДН «Сопка-2» в июле 2014 г. будет поставлен в радиотехническое подразделение «Темп» на о. Котельный, а в ближайшей перспективе несколько ТРЛК будут поставлены и развернуты на других островных позициях РТВ ВВС.
Трассовый радиолокационный комплекс «Сопка-2» может стать основой возрождаемой радиолокационной системы в Арктике. Стационарный ТРЛК ДН «Сопка-2» строится по блочно-модульному принципу. В состав ТРЛК входят:
- первичный обзорный радиолокатор (ПОРЛ) с твердотельным передающим устройством;
- встроенный моноимпульсный вторичный радиолокатор (МВРЛ);
- встроенная аппаратура модернизированной единой системы государственного радиолокационного опознавания (ЕС ГРЛО) «Пароль» воздушных объектов (ВО);
- аппаратура метеоканала;
- два штатных рабочих места операторов (РМО) с модулями речевой связи и регистрации (документирования) голосовой информации;
- кузов-контейнер для размещения РМО со средствами обеспечения заданных параметров среды в обитаемых отсеках ТРЛК;
- выносные рабочие места операторов (ВРМО, до 4 комплектов) с модулями речевой связи и регистрации (документирования) цифровой и голосовой информации;
- система первичного электропитания;
- комплект документации и ЗИП.
ТРЛК ДН «Сопка-2» предназначен для оснащения радиотехнических подразделений ВВС и радиолокационных позиций двойного назначения Росавиации из системы ФСР и КВП для обеспечения радиолокационной информацией КП ПВО и центры УВД.
ТРЛК ДН «Сопка-2» в круглосуточном режиме выполняет задачи боевого дежурства по ПВО, а именно задачи обнаружения и сопровождения воздушных объектов (ВО) в автоматическом режиме, измерения трех координат ВО – дальности, азимута и угла места (высоты), обнаружение факта применения преднамеренных активных шумовых помех, измерение пеленга (азимут и угол места) постановщиков АШП по каналу ПОРЛ, определения государственной принадлежности воздушных объектов, а также получения дополнительной (полетной) информации и приема сигналов «Тревога» («Бедствие») от воздушных судов, находящихся в зоне его действия, и выдачи обобщенной информации о воздушной обстановке на средства отображения или на КП (ПУ) ПВО и центры УВД ЕС ОрВД.
Кроме того, ТРЛК ДН «Сопка-2» обеспечивает:
- регистрацию (документирование) входной и выходной РЛИ, режимов работы ТРЛК, вводимых команд и переговоров лиц боевого расчета с привязкой к астрономическому времени, отбор и воспроизведение требуемой информации;
- обнаружение протяженных пассивных помех (гидрометеообразований, облаков дипольных отражателей, стай птиц и т. п.);
- отображение на рабочих местах информации об областях, пораженных помехами, и их пространственных координатах;
- оценку метеорологической обстановки, обработку информации в метеоканале и ее выдачу на выносное рабочее место (монитор синоптика) и другим потребителям метеоинформации;
- диагностирование отказов до уровня 1–3 ТЭЗов;
- сбор, обработку, отображение и выдачу информации о техническом состоянии аппаратуры и готовности ТРЛК;
- расчет и отображение горизонтальных сечений зоны обнаружения ВО с заданной ЭПР с учетом реальной позиции и технического состояния аппаратуры;
- автономную и комплексную тренировку лиц боевого расчета как по имитационной, так и по реальной обстановке, совмещенной с имитируемой;
- прием от вышестоящего КП по каналу речевой связи сигнала боевой тревоги, других команд и распоряжений и выдача квитанции подтверждения приема;
- автоматизированное решение на РМО (ВРМО) информационно-расчетных задач наведения авиации;
- отображение на РМО (ВРМО) статической информации (линия госграницы, 100-километровая приграничная линия, основные трассы и коридоры перелета, сетка ПВО и др.).
ТРЛК работает в круговом режиме с периодом обзора зоны и обновления информации не более 10 секунд. Зона обзора ТРЛК имеет данные, приведенные в таблице.
Вторичная обработка информации имеет следующие показатели:
- максимальное количество одновременно сопровождаемых трасс ВО при периоде обновления 10 сек. – не менее 300;
- сопровождение целей с маневром (ускорением) до 5 g;
- среднее время завязки трассы неманеврирующего ВО по каналу ПОРЛ – не более 30 сек.;
- среднее время завязки трассы неманеврирующего ВО по каналу МВРЛ – не более 20 сек.;
- коэффициент проводки – не менее 0,9.
ТРЛК сопрягается со всеми типами средств отображения или АС УВД по координатной и/или по трассовой информации (определяется согласованными протоколами обмена).
Обмен информацией между ТРЛК и КСА КП РТВ ВВС производится по протоколам обмена, реализованным в КСА (без доработки последних).
Электропитание комплекса – от сети 380/220 В 50 Гц от двух независимых источников (две независимые сети или сеть и автономный источник электроснабжения) с автоматическим резервированием по питанию.
В ТРЛК приняты меры по защите от непреднамеренных пассивных помех – отражения от местных предметов, распределенных и дискретных (типа «ангелы») метеообразований и т. д. Коэффициент подавления ПОРЛ отражений от местных предметов – не менее 50 дБ.
Коэффициент подпомеховой видимости системы селекции движущихся целей (СДЦ) ПОРЛ – не менее 38 дБ. В режиме СДЦ ПОРЛ обеспечивает обнаружение целей типа истребитель, летящих с радиальной скоростью от 50 до 3600 км/ч.
ТРЛК имеет возможность выдачи контуров метеообразований в 6 градациях по мощности. Темп выдачи контуров метеообразований в цифровом виде не реже 150 сек.
ТРЛК сохраняет работоспособность при скорости ветра до 30 м/с. Размещение антенной системы ТРЛК под радиопрозрачным укрытием (РПУ) обеспечивает защиту от гололедно-ветровых нагрузок.
ТРЛК обеспечивает следующие значения показателей безотказности и ремонтопригодности:
- средняя наработка на отказ – не менее 10 000 ч.;
- среднее время восстановления – не более 0,5 ч.
ТРЛК должен обеспечивать следующие значения показателей долговечности:
- средний полный (до списания) ресурс – 120 000 ч.;
- средний полный (до списания) срок службы – 15 лет.
Следует отметить, что не так давно для обеспечения полетов в ближней зоне аэродрома предусматривалось использовать устаревший тип локатора РЛС П-18 с радиовысотомером ПРВ-16, а в дальней зоне РЛС П-37 (1Л117) – с ПРВ-13, но с появлением ТРЛК ДН «Сопка-2» эти две задачи решаются одним локатором, так как комплекс «Сопка-2» является трехкоординатным и с использованием вышки имеет практически несравнимо высшие характеристики в ближней зоне, а имеющийся активный канал вторичной локации с режимом RBS позволяет существенно увеличить информативность выдаваемых данных.
Кроме традиционных данных РЛС ПВО при необходимости в программное обеспечение выносных рабочих мест (ВРМ), размещаемых на КП авиации, может быть установлено программное обеспечение метеосервера и в таком случае ВРМ становится рабочим местом дежурного синоптика для обеспечения метеоинформацией полетов авиации с отображением не воздушной обстановки, а первичных данных метеоканала, таких как, например, метеоявления, поля радиальных скоростей, отражаемости и ширины спектра и т. д.
Пределы обнаружения и измерения отражаемости: при высоте метеоявлений 3000 м дальность составляет 180 км, 600 м – 270 км.
Метеообработка обеспечивает формирование, отображение и выдачу потребителям:
- выбранных карт метеоинформации;
- информации для сети штормооповещения и метеообеспечения авиации;
- обнаружение протяженных пассивных помех (гидрометеообразований, дипольных отражателей, последствий воздействия спецбоеприпасов в атмосфере, стай птиц, создающих обнаружимое радиоэхо);
- оценку метеорологической обстановки, отображение на рабочих местах информации об областях, пораженных помехами, и их пространственных координатах;
- обнаружение и распознавание облаков, осадков и других явлений погоды, обнаруживаемых радиолокационными методами;
- получение пространственной структуры и типов облачности и осадков;
- измерение направления и скорости их перемещения, вертикальной и горизонтальной протяженности;
- определение градоопасности, грозоопасности и тенденции развития облачности;
- измерение радиальных скоростей движения.
Существенной особенностью ТРЛК ДН «Сопка-2» является то, что этот локатор разработан с применением самых современных технических решений, которые можно отнести к инновационным, таких как, например, использование опорно-поворотного устройства антенной системы с безредукторным приводом, что не только снижает энергопотребление, но и повышает надежность локатора. Использование фазированных антенных решеток без активных элементов позволяет утверждать, что на Севере это один из главных параметров, повышающих его надежность и удобство эксплуатации, а стопроцентное дублирование аппаратуры ТРЛК и применение высоконадежных элементов, таких как твердотельное передающее устройство с модульным построением, позволило довести наработку на отказ до 10 000 часов. Такого показателя нет ни у одного даже современного локатора в войсках.
Да и потенциальная возможность функционирования ТРЛК без обязательного присутствия расчета, используя дистанционное управление и контроль техсостояния, относит его к числу уникальных разработок.
По существу в одном ТРЛК ДН «Сопка-2» скомплексированы четыре функциональных устройства: первичный локатор, вторичный локатор, запросчик государственного опознавания и метеоканал.
Дежурные по ПВО средства радиолокации предназначены не только для вскрытия налета в начале военных действий, а и для решения повседневных задач мирного времени, прежде всего обнаружения нарушителей границ воздушного и водного пространства, обеспечения безопасности полетов авиации. Отсюда вытекают задачи обеспечения наведения истребителей на цель. Трехкоординатный ТРЛК ДН «Сопка-2» в сочетании с аппаратурой ВИП-117М3 будет самодостаточен для решения указанных задач. А средства космической связи позволят передать добываемую информацию от ТРЛК до КП ПВО (ВКО).
На первом этапе при оснащении подразделений РТВ ТРЛК ДН «Сопка-2» и аппаратурой ВИП-117М3 можно создать поле наведения и систему управления авиацией. Применение ТРЛК ДН «Сопка-2» и организация передачи радиолокационной информации с использованием средств космической связи из состава аппаратуры ВИП-117М3 позволит включить информацию от ТРЛК ДН «Сопка-2» в существующую систему радиолокационной разведки на Северном направлении в интересах ПВО.
Создание единого информационного пространства Системы освещения обстановки в Арктике целесообразно формировать путем интеграции уже существующих доработанных под задачи освещения воздушной обстановки в Арктике РЛС типа ТРЛК ДН «Сопка-2» и разрабатываемых в настоящее время перспективных специализированных систем и средств, предназначенных для работы в арктических условиях.
ВЫВОДЫ
Начало работ по освоению северного шельфа для добычи нефти и газа привело к необходимости обеспечения защиты от средств воздушного нападения, воздушных разведок и от воздушных террористов. Для решения этой задачи необходимо создавать радиолокационное поле в Арктическом районе как в виде полос предупреждения, так и в виде радиолокационного поля, «накрывающего» определенные площади в районе объектов ПВО.
Учитывая отсутствие в данном районе подразделений и позиций ФСР и КВП, радиолокационное поле необходимо создавать на основе имеющихся средств радиолокации, доработанных под требования эксплуатации в Арктике, и в дальнейшем на основе специально разрабатываемых автоматических высоконадежных РЛК и территориальных центров обработки информации.
Для обеспечения возможности работы средств радиолокации в Арктике необходимо решить ряд организационных вопросов, основными из которых являются создание подразделений, обеспечение их жизнедеятельности, в том числе электропитания.
Это позволит сделать первый шаг к созданию сплошного радиолокационного поля в системе разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении как составной части ВКО РФ.
- Виктор Кореньков
Источник - http://www.vko.ru